Вторник, 19.03.2024, 10:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт кафедры "СГД" - UIB

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
http://philosophy.do.am/
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Язык и стиль массовых коммуникации


Язык и стиль массовых коммуникации

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА «

Утвержден» Проректор УМР, д.э.н., профессор ________________ Г.Ж.Нурмуханова. "_26_”июня___2012 г. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ SVLLABUS для СТУДЕНТА Наименование дисциплины: «Язык и стиль массовых коммуникаций» Специальность: 5В050400 журналистика Форма обучения: очная Код дисциплины: Очное обучение Всего кредита 3 Курс 3 Семестр 2 Рубежный контроль (кол-во) 5 Экзамен (семестр) 5 Лекции (часов) 30 Практические (семинарские) занятия 15 СРСП (часов) 23 СРС (часов) 67 Итого часов 135 АЛМАТЫ 2012 Учебная программа курса составлена доцентом Кенжегуловой Н.С на основании утвержденной типовой программы дисциплины « Язык и стиль массовых коммуникаций» для высших учебных заведений по специальности 5В050400 – «Журналистика», г.Алматы, «Казак университеті», 2007 г. Кенжегулова Нарбинь Смагуловна - к.ф.н. Имеет около 200 научных публикаций, более 600 публицистических материалов. Профессиональный журналист, член Союза писателей Казахстана и член Союза журналистов Казахстана, обладательница журналистской премии «Алтын Самрук» (2008 г), за заслуги перед отечественной журналистикой. Тел. дом. 2 33 61 15 тел моб. 8 777 585 54 58 Учебная программа обсуждена на заседании кафедры СГД «12» июня 2012г. Протокол №12 Заведующий кафедрой СГД_____________ Ержанова А.Е. Одобрено Учебно-методическим советом университета Протокол № 7 « 26 » июня 2012 г. Декан факультета «Экономика и учет» Д.э.н., профессор: Мухаммедов А.У. УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА КАФЕДРА Социально – гуманитарных дисциплин «Утвержден» Проректор УМР, д.э.н., профессор ________________ Г.Ж.Нурмуханова «_26_» июня___2012 г. Учебная программа курса для студентов (Силлабус) Наименование дисциплины: «Язык и стиль массовых коммуникаций» Специальность: 5В050400 журналистика Форма обучения: очная Всего: 3 кредита Курс: 3 Семестр: 5 Лекций: 30 часов Практических: 15_часов Количество РК: 2 СРСП: 23 часа СРС: 67 часов Экзамен: 5 семестр Трудоемкость 135 часов АЛМАТЫ 2012 г. Учебная программа курса составлена доцентом Кенжегуловой Н.С на основании утвержденной типовой программы дисциплины «Творческая мастерская публициста» для высших учебных заведений по специальности 050504 – «Журналистика», г.Алматы, «Казак университет1», 2007 г. Кенжегулова Нарбинь Смагуловна - к.ф.н. Имеет около 200 научных публикаций, более 600 публицистических материалов. Профессиональный журналист, член Союза писателей Казахстана и член Союза журналистов Казахстана, обладательница журналистской премии «Алтын Самрук» (2008 г), за заслуги перед отечественной журналистикой. Тел. дом. 2 33 61 15 тел моб. 8 777 585 54 58 Учебная программа обсуждена на заседании кафедры «Социально – гуманитарных дисциплин» «12» июня 2012 г. Протокол №12 Заведующий кафедрой СГД_____________ Ержанова А.Е. Одобрено Учебно-методическим советом университета Протокол № 7 « 26 » июня 2012 г. ВВЕДЕНИЕ Пререквизиты дисциплины: «Введение в журналистику», «Жанры и формы публицистики», «Введение в литературоведение», «История казахской журналистики», «История казахской литературы», «История мировой литературы», «СМИ и журналистское мастерство» В результате изучения курса студенты должны знать: 1. Особенности языка и стиля каждого СМИ (газет, журналов, телеканалов, радио, Интернета). 2. Определять особенности языка и стиля любого СМИ. 3. Овладеть методами и приемами написания материалов. 4. Знать функциональные особенности языка и стиля всех средств массовой коммуникации. 5. Владеть приемами публицистического мастерства. 6. Уметь писать во всех функциональных стилях. Пререквизиты дисциплины: «Введение в журналистику», «Основы публицистического творчества», «СМИ и журналистское мастерство» Постреквизиты дисциплины: «Язык и стиль печати», «Язык и стиль радио», «Язык и стиль телевидения», «Язык и стиль Интернета», «Журналистское мастерство», «Стилистика». На основе целенаправленного изучения курса студенты должны уметь: 1. Писать в любом функциональном стиле. 2. Писать для любого типа газет , журналов, канала телевидения, радио и Интернета. 3. Уметь анализировать материалы изданий, как печатных, так и электронных СМИ любого стиля, языка и содержания. 4. Знать и уметь писать все виды текстов, прозы и во всех современных жанрах. Описание дисциплины: Дисциплина «Язык и стиль массовых коммуникаций» представляет собой курс, нацеливающий будущих журналистов-профессионалов на овладение знаниями в области теории и практики языка и стиля журналистских материалов, а также навыками написания материалов в различных функциональных стилях. А также навыками написания материалов для различных изданий, как печатных СМИ различных типологий, так и для телеканалов и радиоканалов различного формата. Студенты в процессе обучения анализируют материалы прессы, сюжеты и программы телевидения и радио Казахстана, также знакомятся с особенностями языка и стиля Интернет-изданий. В ходе обучения также студенты проводят глубинные исследования особенностей языка и стиля региональной прессы, также региональных каналов телевидения и радио. Цель курса: Обучить студентов особенностям использования языка и стиля массовых коммуникаций, в том числе газеты, радио, телевидения и Интернета. Привить навыки письма. Задачи курса: 1. Обучить писать в различных функциональных стилях 2. Обучить писать для различных изданий в разных типологиях. 3. Студенты должны уметь определять особенности мастерства, языка и стиля различных мастеров пера в современной казахстанской журналистике. 3. Студенты должны создавать произведения для телевидения. Писать сюжеты, как новостные, так и аналитические, так и художественно-публицистические. 4. Студенты должны уметь делать стендапы. 5. Студенты должны уметь писать радиоматериалы. 6. Для интернет изданий должны уметь компоновать материалы, также владеть языком и стилем Сети. 1. Содержание дисциплины: 1.1.Календарно-тематический план: Неделя Наименование темы Количество часов Лекции Практич занятия СРСП СРС 1 Виды массовых коммуникаций и их особенности 2 1 2 4 - Функциональные стили их использование в различных текстах. 2 1 2 4 3 Особенности разговорного стиля и его использование в материалах массовых коммуникаций. 2 1 2 4 4 Особенности официально-делового стиля и его использование в материалах массовых коммуникаций. 2 1 2 4 5 Особенности научного стиля и его использование в материалах СМИ. 2 1 2 4 6 Особенности газетно-публицистического стиля и его использование в создании материалов СМИ. 2 1 2 4 7 Особенности художественного стиля и его использование в материалах СМИ. 2 1 2 4 8 Язык и стиль различных типологий изданий. (официальных СМИ, неофициальных СМИ, независимых СМИ, Таблоидных СМИ и региональных СМИ) 4 1 1 4 9 Язык и стиль радио, соответственно формату 2 1 1 4 10 Язык и стиль конкретных жанров радио 2 1 1 4 11 Язык и стиль программ телевидения 2 1 1 5 12 Язык и стиль конкретных жанров телевидения 2 1 1 6 13. Язык и стиль Интернет-изданий и конкретных жанров. 2 1 1 6 14 Net-мышление в современных СМИ Казахстана 2 1 1 6 15 Итого: 30 15 23 67 График выполнения и сдачи СРС: № Тема задания Содержание задания Рекомендуемая литература Форма контроля Срок сдачи (неделя) Максимальный оценочный балл 1. Функциональные стили Студенты определяют функциональные стили и делают доклады. 1. Э.Д. Розенталь Функциональные стили в русском языке М. 1997. 2. В.В.Вакуров Особенности языка газеты М.1989. 3. А.В.Виноградов. Русский язык на газетной полосе, М.1999 г. зачет 1, 2 10 2. Разговорный стиль в СМИ Казахстана Студенты определяют составные части разговорного стиля. 2 подвида, сленги, жаргонизмы, арготизмы и т.д. в массовых коммуникациях РК. 1. Стрелецкий А.В. Разговорный стиль в журналистике. М.2006 г. 2. Особенности разговорного стиля. Под ред. Э.Д.Розенталя М. 1985 г. зачет 3, 4 10 3 Научный стиль в массовых коммуникациях РК Студенты делают анализ научных изданий РК на предмет нахождения научного стиля. 1. Ученова В.В. Язык научных изданий М.1962. 2. Вестник КазНУ, серия Журналистика за 2004-2006 г.г. 3. Вестник УМБ за 2005-2006 г.г. зачет 5-6 10 4. Официально-деловой стиль в СМИ РК Студенты делают анализ ведомственных изданий РК.. 1. Розенталь Э.Д. Официально-деловой стиль М. 1978 г 2. Закон и жизнь. Журнал прокуратуры РК 3. Черепахов. В.В. Творчество журналиста. зачет 7-8 10 5 Газетно-публицистический стиль Студенты делают анализ творчества современных журналистов РК. 1. Ворошилов В.В.Журналистика. Санкт-Петербург. 2001 г. 2. Ученова В.В. Мастерство публициста. М. 1990 г. 3. Барманкулов М.К. Весь мир у тебя в квартире. Алматы, 1989 г. зачет 8-9. 6 Сюжеты на телевидении Студенты делают анализ языка и стиля телевизионных сюжетов и программ. 1.Барманкулов М.К. Телевидение: Деньги или власть? Алматы. 1995. 3. Вачнадзе В. Всемирное телевидение. М.1989 г. 4. Телевидение. Учебник под ред. Кузнецова Ю.М.1994 г. зачет 10-11 10 7 Особенности языка и стиля радио. Основные различия жанров на радио от жанров печатных СМИ. Сравнительная характеристика. 1. Радиожурналистика. Под ред.Федотова А.Н. М. 2003 г. 2. Омашев Н.О. Особенности казахского радио. Алматы. 1989 г. 3. Верешагин И.Е. Жанры радио.Новосибирск. 2004 г. зачет 12-13 8 Художественный стиль в СМИ Республики Казахстан. Студенты анализируют материалы казахстанских авторов в различных изданиях РК на предмет присутствия художественного стиля. 1. Стюфляева А.И. Жанры журналистики. М. 2000 г. 2. Барманкулов М.К. Весь мир у вас в квартире. Алматы. 1980 г. 3. Колосов В.В. Язык и стиль газетных публикаций. Алматы, 1990 г. Зачет 12-16 Методические рекомендации к выполнению СРС: СРС включает выполнение домашних заданий, таких как реферат, кейс, кроссворд, решение задач, упражнений и т.д. Эффективность СРС во многом зависит от ее методической обеспеченности ресурсов Интернета и т.д. Реферат пишется на заданную заранее тему и обговоренную с преподавателем. Реферат имеет введение, основную часть и заключение. Объем реферата не менее 12 страниц. В введении дается преамбула проблемы или вопроса, также предыстория.. В основной части - решение проблемы, в заключении приводятся итоги. В «Языке и стиле массовых коммуникаций» чаще в виде СРС могут быть даны конкретные газетные тексты, например, на разные функциональные стили. В этом случае студент должен предложить свой вариант текста в соответствующем функциональном стиле. Цель задания: Привить студентам навыки исследовательской работы, анализа конкретных ситуаций, редактирования текста с точки зрения публициста. Содержание задания: Оно включает в себе важность приобретаемых навыков для журналистов, как профессионалов. Это недопущение ошибок, как в авторском, так и редактируемом текстах. Задания выполняются индивидуально, задания выполняются чаще в домашних условиях, но проверяются в аудитории. Форма контроля - зачет. Оценочные баллы в объеме 10 баллов. 1.3. График проведения и содержания СРСП № Тема занятия Содержание задания Рекомендуемая литература Форма проведения Неделя проведения и количество часов Максимальный оценочный балл 1 Функциональные стили Студенты делают мини-доклады по пройденной теме 1.Жанры советской газеты. М. 1990 г. 2. Навозов В.В. Информация на газетной полосе. М. 1980 г 3.Современный русский язык. Под ред.Абрамовича А.И. М. 2000 г Письменный коллоквиум. 2 неделя. 3 часа 5 баллов 2 Разговорный стиль Студенты пишут письменную работу по заданной теме с использованием элементов разговорного стиля 1. Вакуров В.В. Разговорный стиль в газетах и журналах. М. 1999 г. 2. Колосов В.В. Язык и стиль газеты. Алматы. 1978 г 3. Газеты «Караван» и «Время» - номера за последнее время. Письменное задание 3 Научный стиль Студенты пишут письменные работы с использованием научного стиля 1. Солганик Г.Я Особенности языка газеты М.1990 г. 2. Горбунов В.М. Русский язык в современности. М. 2000 г. 3. Научные журналы Вузов Письменное задание. 3. Официально-деловой стиль Студенты пишут письменные работы с использованием официально-делового стиля 1. Розенталь Э.Д. Современный русский язык М.2005 г. 2. Ожегов В.Я. Словарь русского языка. М. 1998 г. Письменный коллоквиум. 4. Газетно-публицистический стиль Студенты пишут материалы для различных изданий РК. 1. Розенталь Э.Д. Практическая стилистика русского языка. М. 1983 г 2. Газеты РК различных типологий - за последнее время Письменный коллоквиум 5. Анализ Интернет-материалов. Студенты делают письменный анализ материалов Интернета. 1. Интернет – современное СМИ. М. 2003 г. 2. Подонкаффский сленг в Интернете. М. 2006 г. Письменный коллоквиум. 6 Язык и стиль радиоматериалов РК Студенты записывают на диктофоны материалы, подготовленные на радио (радиообзоры печати, радиоинтервью и другие.) 1. Язык и стиль радио. Под ред. Моргунова А.В. М. 2001г 2. Радиожурналистики. Под ред. Яковлевой О.П. Минск, 2003 г. 7 Язык и стиль телевидения РК Студенты делают ток-шоу, обращая особое внимание на язык и стиль программы. (игра-тренинг) 1. Тележурналистика. Под ред. Яковлева И.А. Новосибирск. 2003 г. 2. Современный русский язык. М.2000 г. Методические указания по выполнению СРСП: К каждому СРСП по дисциплине «Язык и стиль массовых коммуникаций» студенты приносят специально закрепленные за ними газеты Республики Казахстан. Студенты находят в опубликованных уже материалах конкретные языковые и стилистические ошибки. Например, примеры неправильного использования функциональных стилей, троп и т.д. и т.п.. СРСП выполняет две функции - консультативную и контролирующую. Цель задания в СРСП: закрепление пройденного материала на конкретных примерах, то есть на уже опубликованных материалах в казахстанской прессе. Содержание заданий СРСП: В ходе выполнения задания студентами обретаются, как редакторские, так и чисто журналистские, навыки – публициста. Задания выполняются индивидуально. Тематика письменных работ по курсу: 1. Разговорный стиль и его основные элементы. 2. Научный стиль в моем понимании. 3. Документы, созданные в официально-деловом стиле. 4. Публицистические элементы в языке и стиле изданий РК. 5. Совмещение нескольких функциональных стилей в материалах прессы РК. 6. Художественный стиль. Моделирование ситуации. 6. Творческая лаборатория современных журналистов РК. 7. Официально-деловой стиль в журналистских материалах. 8. Клише и штампы в газетных публикациях. 9. Общение в чате – современный вид коммуникации. 10. Язык и стиль радиосообщения. 11. Мое ток-шоу на телевидении. 12. Язык и стиль информационных жанров 13. Язык и стиль интервью. 14. Язык и стиль репортажа. 15. Язык и стиль аналитических жанров. 16. Язык и стиль статьи. 17. Язык и стиль корреспонденции. 18. Язык и стиль рецензии. 19. Язык и стиль обзора. 20. Язык и стиль художественно-публицистических жанров. 21. Язык и стиль очерка. 22. Язык и стиль эссе. 23. Язык и стиль политического портрета. 24. Язык и стиль зарисовки. 25. Язык и стиль сатирических жанров. 26. Язык и стиль фельетона. 27. Язык и стиль Интернет – изданий. 28. Особенности импровизаций на радио. 29. Язык различных программ на радио. 30. Язык и стиль рекламы. Тестовые задания для самоконтроля: 1.Основные функции языка: А) общение, сообщение, воздействие; В) передача, прием, посредничество; С) получение информации, проверка, воздействие; Д) передача мыслей, символов, знаков; Е) вербальность, информационность, аналитичность. 2.Для разговорного стиля характерна функция: А) сообщения; В) общения; С) воздействия; Д) информированности; Е) анализ. 3. Для научного стиля характерна функция: А) общения; В) воздействия; С) сообщения; Д) информированность; Е) анализ. 4. Для официально-делового стиля характерны функции; А) публицистичность; В) анализ; С) воздействия; Д) сообщения; Е) общения. 5. Для публицистического стиля характерны функции: А) общения и анализ; В) публицистичность и эмоциональность; С) художественность и публицистичность; Д) сообщения и воздействия; Е) информированность и анализ. 6. Для художественного стиля характерны функции: А) воздействия и эстетическая; В) публицистичность и анализ; С) эмоциональность и художественность; Д) информированность и анализ; Е) сообщения и воздействия. 7. Между речевыми стилями взаимопроникновение: А) невозможно; В) не допускается; С) закономерность; Д) иногда возможно; Е) было в прошлом. 8. Научная терминология имеет: А) два пласта лексики: книжную, разговорную; В) три пласта лексики: общеупотребительную, общенаучную и терминологическую; С) один пласт лексики: научно-популярную; Д) четыре пласта лексики: частную, общую, сжатую и упрошенную; Е) не имеет ни одного пласта. 9. Публицистический стиль - это: А) разновидность литературного языка, используемая в газетах и журналах; В) разновидность книжного языка, используемая в ораторском искусстве; С) разновидность разговорного языка, используемая в докладах; Д) разновидность научного языка, используемах в книжных текстах; Е) разновидность документального языка, используемая при составлении документов. 10. Общественно-политические слова используются в; А) художественно-литературном стиле; В) научном стиле; С) официально-деловом стиле; Д) публицистическом стиле; Е) разговорном стиле. 11. Шаги по росе – это сборник очерков: А) А.Алимжанова; В) Ч.Валиханова; С) В. Пескова; Д) Л.Рейснер; Е) Я.Голованова. 12 В.Песков – мастер прозы: А) эстетической ; В) коммуникативно- классической; С) замедленного действия; Д) активной; Е) обычной . 13. А.Алимжанов – мастер прозы: А) коммуникативно-классической; В) эстетической; С) активной; Д) замедленного действия; Е) обычной. 14 Пылающее копье – сборник очерков автора: А) М.Кольцова; В) Б.Полевого; С) А.Алимжанова; Д) Б.Пескова; Е) Ч.Валиханова. 15 Цель текста повествование: А) замедленный рассказ о событии; И) быстрый рассказ о событии; С) оперативный рассказ о событии; Д) передать движение событий во времени; Е) развернутый рассказ о событии, происшедшем в прошлом времени. 1. Цель текста описание - это: А) рассуждение о явлении, событии; В) рассказ о происходящем событии; С) рассказ об абстрактных явлениях действительности; Д) воспоминание о прошлых событиях; Е) создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент. 2. Цель текста рассуждение: А) размышления о прошлом; В) исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательств истинности или ложности определенных положений; С) раздумья о будущем; Д) размышления о настоящем; Е) обоснования выводов и заключений. 3. Слово в коммуникативно-классической прозе является: А) в художественном отношении нейтральным элементом; В) в художественном отношении активным элементом; С) в художественном отношении коммуникативным элементом; Д) в художественном отношении значительным элементом; Е) в художественном отношении сопоставительным элементом. 4. Слово в эстетической прозе: А) приемы свободного слова представляют картину действительности; В) приемы активного слова сосуществуют с нейтральными словами; С) приемы словесного сказа вытесняют элементы, от слова независимого; Д) приемы нейтрального слова двигаются в свободном пространстве; Е) приемы письменного слова оказываются в цейтноте. 5. Коммуникативно-классическая проза ориентирована на: А) научную норму; В) разговорную норму; С) литературную норму; Д) коммуникативную норму; Е) публицистическую норму. 21. Эстетическая проза ориентирована на: А) научную норму; В) публицистическую норму; С) литературную норму; Д) разные внелитературные речевые факты; Е) коммуникативную норму. 22. Штамп - это: А) живое слово с ярким лексическим значением; В) яркое выражение оценочного характера; С) избитое выражение с потускневшим лексическим выражением; Д) слова с четким значением и с яркой экспрессивностью; Е) слова с экспрессивным характером и с большой значимостью.. 23. Несобственно-прямая речь – это: А) повествование беспрестанно перемещаясь из сферы сознания одного действующего лица в сферу сознания другого, и одно и то же событие описывается сквозь призму восприятия разных действующих лиц. В) речь одного и того же героя в различных интерпретациях; С) Действие, перемещаясь во времени и пространстве, сосредотачивается на описании одного и того же героя. Д) герои одновременно думают о различных вещах и явлениях; Е) речь героев передается во временно-пространственном измерении сплошным информационным потоком. 24. Клише – это конструктивная единица: А) сохраняющая семантику и выразительность; В) потерявшая всякую выразительность; С) отличающаяся однобокостью и невыразительностью; Д) отличающаяся одностронностью и выразительностью; Е) отличающаяся нечеткостью и невыразительностью. 25. Штамп- явление: А) положительное; В) отрицательное; С) стандартное; Д) нестандартное; Е) стабильное. 26. Клише - явление: А) отрицательное; В) положительное; С) не требующее внимания; Д) особое; Е) уникальное 27. Мастером репортажа считается: А) Д.Заславский; В) Ю.Крикунов; С) М.Кольцов; Д) Б.Полевой; Е) А.Алимжанов. 28. «Казахские саванны» - это окказионализм: А) Ю.Домбровского; В) Б.Полевого; С) А.Алимжанова; Д) Ч.Валиханова; Е) В.Пескова. 29. Очерк «Абылай» принадлежит перу: А) А.Алимжанова; В) В.Пескова; С) С.Куттыкадама; Д) Г.Бендицкого; Е) Ч.Валиханова; 30. Мастером журналистского расследования в современных изданиях РК считается: А) С.Куттыкадам; В) Г.Бендицкий; С) А.Никольский; Д) В.Борейко; Е) В.Михайлов. Перечень программных вопросов по пройденному курсу и соответствующих итоговым тестам 1. Функциональные стили. 2. Функция разговорного стиля. 3. Разновидности разговорного стиля. 4. Элементы разговорного стиля. 5. Импровизация на радио. 6. Функции научного стиля. 7. Разновидности научного стиля. 8. Терминология в научном стиле. 9. Характерные особенности научного стиля. 10. Подонкаффский сленг. 11. Язык и стиль ретроспективного репортажа. 12. Язык и стиль Интернет-изданий. 13. «Шаги по росе» - это сборник очерков автора. 14. В.Песков - мастер прозы. 15. А.Алимжанов – мастер прозы. 16. «Пылающее копье» - сборник очерков автора. 17. Цель текста «повествование». 18. Цель текста «описание». 19. Цель текста «рассуждение» 20. Слово в коммуникативно-классической прозе является. 21. Слово в эстетической прозе является 22. Коммуникативно-классическай проза ориентирована. 23. Эстетическая проза ориентирована. 24. Элементы публицистического стиля. 25. Метафора.. 26. Несобственно-прямая речь. 27. Метонимия. 28. Эпитет. 29. «Казахские саванны» – это окказионализм. 30. Мастер репортажа. 31. Очерк «Абылай» принадлежит перу. 32. Олицетворение. 33. Синекдоха. 34. Язык и стиль «Каравана». 35. Язык и стиль «Казахстанской правды» 36. Язык и стиль региональной прессы. 37. Язык и стиль таблоидных изданий Республики Казахстан. 38. Язык и стиль официальны печатных изданий Республики Казахстан. 39. Язык и стиль неофициальных печатных изданий Республики Казахстан. 40, 41, 42, 43, 44. Творческая лаборатория публицистов Казахстана (Г.Бельгера, В.Михайлова, С.Куттыкадама, Г.Бендицкого, В.Борейко) 45, 46, 47, 48. Особенности создания сюжетов и программ на телевидении. Мастера тележурналистики.(М.К.Барманкулов, Ж.Ахметова, В.Рерих, Д.Нуржигит) 49. Особенности создания радиопрограмм. 50. Прямой эфир на радио. 51. Специфика прямого эфира на телевидении. 52. Общение в «чате» в Интернете. 53. Признаки Net-мышления в СМИ Казахстана. 54. Язык и стиль рекламных объявлений в газетах РК. 55. Язык и стиль заголовком материалов различных изданий. 56. Язык и стиль женских изданий РК. 57. Язык и стиль ведомственных изданий РК.. 58. Язык и стиль общественно-политических изданий РК. 59. Язык и стиль экономических изданий РК. 60. Язык и стиль политических изданий РК. 61. Язык и стиль профессиональных изданий РК. 62. Язык и стиль научных изданий РК. 63. Моделирование ситуации в журналистике. 64. Публицистические основы мастерства журналиста. 65. Использование языковых средств отдельными журналистами. 66. Особенности публицистического мастерства молодыми мастерами пера. 67. Жанровая специфика отдельных изданий. 68. В.М.Горохов о мастерстве журналиста. 69. М.Горький о мастерстве публициста. 70. Очерки А.П. Чехова о Сахалине. 71. Очерки о Джунгарии Ч.Валиханова. 72. Очерки В.Пескова «Таежный тупик». 73. Очерки В.Пескова о животных «Белые сны». 74. Проблемы использования разговорного стиля в детских изданиях Республики Казахстан. 75. Язык и стиль журналов нового типа РК. 76. использование варваризмов в женских журналах РК. 77. Терминология в экономических журналах РК. 78. Использование общественно-политической лексики в политические журналах РК. 79. Язык и стиль социальной тематики в изданиях РК. 80. Язык и стиль деловых изданий Республики Казахстан. 81. Неологизмы в прессе Казахстана. 82. Профессионализмы в ведомственных изданиях РК. 83. Тропы в художественных изданиях РК. 84. Жанровая палитра в газетах и журналах РК. 85. Особенности языка и стиля телеканалов РК. 86. Особенности языка и стиля различных форматов радио РК. 87. Язык и стиль Интернет-изданий РК. 88. Проблемы языка и стиля в современной прессе РК.. 89. Понятие стиля автора. 90. Язык и стиль очерков в прессе Казахстана.. 91. Особенности языка и стиля корреспонденции в деловой прессе. 92. Характеристика стиля эссе в прессе Казахстана. 93. Язык и стиль эссе Г.Бельгера в его книге «Тихие беседы на шумных перекрестках». 94. Характеристика языка и стиля репортажа в казахстанской прессе. 95. Язык и стиль изданий нового типа в РК. 96. Язык и стиль публицистики А.Букейханова. 97. Язык и стиль публицистики Миржакыпа Дулатова. 98. Язык и стиль публицистики Ахмета Байтурсынова. 99. Язык и стиль публицистики Смагула Садвакасова. 100. Язык и стиль публицистики Мухаммед-Салиха Бабаджанова. 101. Язык и стиль публицистики Мухтара Ауэзова. Глоссарий: 1. Адаптированный текст - облегченный текст для массовых изданий. 2Анонс - публикуемое без комментариев извещение о предстоящих мероприятиях. 3. Антрефиле – маленькая заметка в газете. Распространена в деловых изданиях, коммерческой пропаганде, для передачи информации о фирме, ярмарке, выставке и т.д. Зачастую бывает без заголовка. 4. Аргумент – суждение или совокупность суждений, приводимых в подтверждение истинности определенного фактора. 5. Банальный – лишенный оригинальности, «избитый» сюжет в журналистском произведении. 6. Беллетристика – изящная словесность (с французского) общее название художественной литературы. 7. Беседа - 1. метод получения информации; рабочее интервью журналиста с героем. 8. Версия - одно из нескольких, отличных друг от друга изложений или объяснений какого-либо события или факта. 10. Вкладка – вложенный в газету добавочный лист. 11. Гранка - часть еще не сверстанного набора, размером в 50-100 строк, также называются оттиски с набора. 12. Дефис - знак переноса или соединительной черты между словами. 13. Допечатка - дополнительно напечатанные экземпляры газеты или журнала, брошюры сверх того тиража, который был установлен заранее. 14. Ежемесячник – периодическое издание, выходящее раз в месяц. 15. Жанр – тип, вид журналистского произведения. 16. Жаргон – социальная разновидность речи. Возникает в относительно открытых социальных группах. В журналистике используется для речевой характеристики героев. 17. Жирный шрифт - любой вид шрифта, при использовании которого буквы печатаются жирным, черным цветом, ярко выделяющимся на журнальной или газетной полосе. 18. Заглавие - наименование произведения печати перед началом его текста. 19. Заголовок – наименование внутренних частей произведения. 20. Заметка - оперативное сообщение, лаконично излагающее подробности злободневного события с упором на превентивную оценку, высказываемую в безличной форме с позиции общественной морали. 21. Идея - мысль (художественная, эмоциональная, образная и т.д.), лежащая в основе журналистского произведения. 22. Идиома - особенность, своеобразие , разновидность фразеологизмов. И. Не переводится дословно на другой язык. Употребление И. Придает языку публицистики выразительность, экспрессию. 23. Интерпретация – в широком смысле истолкование, объяснение. Это видение явления, события с выгодных для себя позиций. 24. Цитата – дословная выдержка из какого-либо произведения. Список литературы: 1. Вакуров Н.В., Кохтев А.А. Практическая стилистика русского языка (для журналистов.) М. 2003 г. 2. Виноградов А.В. Современный русский язык.М., 2000 г 3. Стилистика газетных жанров. Под ред. Розенталя Д.Э. М., 1998 г. 4. Практическая стилистика русского языка. Под ред. Розентпля Д.Э., М. 2002 г. 5. Колосов Г.В. Язык и стиль очерка. Алматы, 1978 г. 6. Спиридонов А.А. Русский язык на газетной полосе. М., 2003 г. 7. Навозов В.Я. Язык и стиль репортажа. Минск, 2001 г. 8. Розенталь Д.Э. Функциональные стили русского языка. М. 1998 г. 9. Жанры газеты. М. 1975 г. 10. Журбина А.Е. Язык фельетон. М., 1983 г. 11. Журбина А.Е. Язык и стиль художественно-публицистических жанров. М. 1987 г. 12. Язык и стиль Интернет-изданий.М. 2004 г. 13. Соболева В.Я. Радиожурналистика. М. 2004 г. 14. Сергун Н.Н. Виды прозы в художественных произведениях. М. 2005 г. 15. Чуковский К. Живой как жизнь. М.1974 г. 16. Семенова А.Е. Радиожурналистика М., 2005 г. 17. Якубович. В.Е. Тележурналистика. М., 2006 г. 18. Северин А.Е. Язык Интернета. М. 2006 г. Приложение 6 Политика выставления оценок. Принципы: • объективность; • прозрачность; • гибкость; • дифференциация. Приложение 7 Общая шкала оценки знаний Буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе A 4,0 95-100 отлично A- 3,67 90-94 B+ 3,33 85-89 хорошо B 3,0 80-84 B- 2,67 75-79 C+ 2,33 70-74 удовлетворительно C 2,0 65-69 C- 1,67 60-64 D+ 1,33 55-59 D 1,0 50-54 F 0 0-49 неудовлетворительно Приложение 8 Определение итоговой оценки по ВСК Итоговая оценка по ВСК по учебной дисциплине должна включать следующие виды контроля: № Вид контроля Баллы 1 Посещаемость До 15 - Работа в аудитории (активность на лекции и семинаре): - обзоры по теме - краткое эссе - написание глоссария (на русском или казахском языке с переводом их на английский язык) - презентация любой темы - участие в деловых играх (Business Game) - решение учебных конкретных ситуаций (Case Study) - защита группового проекта (например в форме КВН) - защита индивидуального проекта и т. д. До 30 3 Выполнение СРС: - домашние работы - эссе - тесты - сквозные задачи - подготовка групповых проектов - подготовка индивидуальных проектови т.д. До 25 При несвоевременной сдаче заданий по СРС «минусуется» 1 балл за каждое задание 4 Рубежный контроль До 30 Преподаватель имеет право снять максимально до 10 баллов в течение семестра за нарушение учебной дисциплины т.е.: - сквернословие; - оскорбление преподавателя и других студентов; - откровенное игнорирование требований преподавателя касательно учебного процесса - разговоры по мобильному телефону во время занятий - за невыполнение установленных требовании УМБ по чистоте аудитории. Максимальный балл по ВСК Минимальный проходной балл на следующий ВСК или итоговый экзамен 100 баллов 50 балл Примечание: критерий оценки посещаемости равен 15%, тогда оценочный балл посещения занятий за неделю составляет 1%. Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле: И% = Р1 + Р2 х 0,6 + Э х 0,4 , 2 где: Р1 – процентное содержание оценки 1-го рейтинга, Р2 – процентное содержание оценки 2-го рейтинга, Э - процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен). (Весовые доли по дисциплине: 40% - составляют результаты, полученные на экзамене, и 60% - результаты текущей успеваемости.)